Артур Ардавичус: Наша главная задача - показать яркую и зрелищную гонку
Меньше месяца осталось до старта очередной гонки ралли "Дакар". На предыдущем марафоне наш экипаж в классе грузовиков под управлением Артура Ардавичуса добился великолепных результатов, став третьим в общем зачете. Чего ждут сами гонщики от нового вызова в своей спортивной судьбе, и какие нюансы могут решить исход борьбы на каждом этапе легендарного ралли, Vesti.kz рассказал Артур Ардавичус.
- Артур, в каком настроении находится ваш экипаж?
- За 25 дней до начала ралли вся команда уже в сборе и готова к старту. Сейчас наш боевой грузовик в составе колонны команды "КАМАЗ Мастер" плывет по просторам океана к американским берегам. Встретим мы его уже в Лиме, 28 декабря. К гонке готовы, как технически, так и физически.
- Какие технические изменения претерпела ваша машина по сравнению с прошлым годом?
- Никаких новшеств нет. Нам пришлось собирать машину в авральном режиме, так как мы планировали пропустить "Дакар-2013". Но в последний момент наше участие было подтверждено и мы спешно стали готовить экипаж и технику. Машине нашей уже шесть лет, она может не такая быстрая как у конкурентов, и не такая агрессивная, как у других ребят из "КАМАЗА", зато очень надежная. Двигатель остался прежним, выбор брэнда резины также остался прежним - едем на Michelin. Хотя в прошлом году нас очень подвели колеса, баллоны не выдерживали высоких скоростей, и мы много времени потеряли, меняя их. Наша главная задача - показать яркую и зрелищную гонку.
- Есть ли изменения в регламенте самой гонки?
- В техническом регламенте ничего не изменилось. Поменялся только маршрут. В этот раз он будет проходить с севера на юг, а раньше было наоборот. Стартуем мы в перуанской столице Лиме, потом заедем на просторы Чили и Аргентины, а заключительный отрезок вновь захватит Чили. Финиширует гонка уже в Сантьяго.
- Определились с главными целями на новый "Дакар"?
- Для нас он будет самым трудным. До недавнего времени нас не принимали всерьез, теперь же опасаются, так как знают, что мы быстрые, выдержанные, с хорошим опытом. То есть в нас видят прямых конкурентов, с нами считаются, нас боятся. И скорее всего с первого этапа соперники будут ставить нам различные преграды. Ведь на ралли есть своя негласная командная тактика.
- В чем она заключается?
- Допустим наши конкуренты, голландцы или немцы выделят под нас одну машину, задача которой будет заключаться в том, чтобы защитить основной экипаж. Они будут создавать пылевые туннели, путать нас и так далее. Такая вот тактика, жаль что у нас нет пять машин, как у РобаДе Роя, например. С другой стороны, это приятно. Наш соперник тратит миллионы евро на еще одну машину и экипаж, для того чтобы выиграть у нас несколько минут.
- Недавно стал известен ваш стартовый номер, насколько вы суеверны и верите в числа?
- Сначала скажу, что мы получили 17-й номер, хотя в прошлом году заняли третье место, и должны были по правилам стартовать именно с этой позиции. Но как нам объяснили организаторы, они решили создать интригу и поэтому поставили нас таким образом. Мировая спортивная общественность считает, что нам еще рано находиться в топ-10. Поэтому ставят нас так низко. Что касается суеверий, мне нравится цифра "17", я обычно рад любому номеру, который получу. Цифрам нужно улыбаться и тогда они принесут вам радость и удачу!
- На что можно рассчитывать в гонке имея такой стартовый номер?
- Мы хотим отстоять свои позиции, и продвинуться в таблице как можно выше. Достать первого - задача сложная. Ему никто не мешает, он идет только вперед по трассе. А если ты стартуешь из второго десятка достать лидера уже невозможно. Но самое главное для нас - добраться до финиша, для любого экипажа пройти гонку от начала до конца уже большая победа. Знаете ставить перед собой задачи занять на "Дакаре" второе, пятое или любое другое место - большая глупость. До финиша обычно доезжает меньше половины автомобилей, а имена сошедших, потом и не вспомнят. Хотя это жестоко, многие пилоты после аварий становятся инвалидами. Для любой команды сход на "Дакаре" - трагедия. Мы надеемся, что избежим такой участи.
- Вспомните этап из прошлых ралли, который вам запомнился больше всего…
- Один из самых тяжелых этапов у нас был в чилийских Андах. Проходили сложный маршрут, шли на максимальных скоростях. Ехали тогда на пределе, потому что понимали, если отдадим конкурентам еще несколько минут, скатимся в общем зачете вниз, а догнать их снова уже бы не смогли. Потом я увидел аварию своего друга Алекса Лопрайса. Эта картина выбила нас из ритма, мы снизили скорости и находились в подавленном состоянии. Тоже боялись разбить машину - когда страх полностью преобладает над тобой, это сильно мешает тебе. Мы остановились и стали оказывать помощь экипажу Лопрайса, вызвали спасательный вертолет, помогли ребятам выбраться из кабины, и всячески их поддерживали, пока их не забрал вертолет. Надеюсь, такого больше не повторится. Сложностей, мы не боимся, главное, чтобы техника и нервы выдержали.
- Есть ли у вас в команде определенные ритуалы, которые важно соблюсти перед стартом?
- Мы все-таки больше стараемся верить в себя и технику. Но есть одна важная традиция. Когда готовится к старту экипаж твоих друзей, ты обходишь их машину по кругу, и проверяешь все ли в порядке. Кто-то должен это делать, потому что экипаж уже сидит в кабине, в шлемах, зафиксированный в сиденьях ремнями. Голову в таком положении можно повернуть только на 60 градусов в разные стороны. По связи общаются только друг с другом, по сути, отключенные от внешнего мира. Поэтому надо сделать последнюю проверку, посмотреть все ли крепко закручено, нет ли течи, всякое бывает. Если все нормально, даешь экипажу знак, и по задней части кузова похлопываешь машину, как если бы вы просили близкого друга вас не подвести в важном деле. Лучше обнаружить проблему с машиной до старта, сняться и устранить ее. Пусть потеряете время, но возможно этим спасете себе жизнь.
- Какую диету вы соблюдаете во время ралли?
- Во время "Дакара" у нас сугубо мясная диета. В принципе, в тех странах, где проходит само ралли, вся кухня состоит из мясных продуктов. Там даже люди выглядят подобающе - похожи на молодых бычков, набитых внутренней силой и отвагой. Мы очень любим местные стейки. Кормят, кстати, во время гонки на самом высшем уровне. На стейки мы "наседаем" не просто так, мясо дает много энергии и сил. На завтрак обычно употребляем различные каши и йогурты. Но если только до старта больше двух часов. Если меньше, максимум, что можно позволить себе - бутерброд с джемом и маленький стакан чая.
- Почему?
- Если до старта осталось около полутора часов, лучше плотно не есть. Иначе через 20 минут после начала гонки, вам будет очень плохо. При такой тряске будет кружиться голова и тошнить. А дальше, сами понимаете, чем это может закончиться. Поэтому в кабину мы обычно садимся голодные и злые! Проверено на себе, когда я голодный, то еду быстрее, а если сытый, то и скорости пониже. На старте надо быть злым.
- На прошлом "Дакаре" вашей команде каким-то образом удалось приготовить в аргентинской пустыне бешбармак!
- Ровно на половине "Дакара" организаторы устраивают так называемый "День отдыха". Хоть он так и называется, на самом деле никто не отдыхает. Обычно чтобы подготовить машину к следующему этапу у техников есть одна ночь. В "День отдыха" команды готовят автомобили к следующему броску, меняют все детали, которые уже износились. В общем, вторую половину гонки мы начинаем практически на новой машине. Каждый год в этот день, чтобы расслабиться и отвлечься, мы устраиваем день национальной кухни и готовим бешбармак.
- А где находите необходимые продукты?
- Мясо покупаем в Казахстане, также везем с собой казан, саксаул, различные приправы. Стараемся привезти с собой максимальное количество наших продуктов, несмотря на то, что в Чили и Аргентину запрещено ввозить продукты питания. Поэтому приходится прятать их в "техничках" или среди запчастей. Конину и казы прячем в запасные колеса, тесто покупаем в итальянском магазине. Используем сочни для лазаньи, рекомендую всем, они прекрасно подходят для приготовления бешбармака. Поверьте, во всех казахстанских экипажах на "Дакаре" где-то в самом дальнем уголке машины обязательно спрятано казы! Готовим, кстати, не только на "Дакаре", но и когда участвуем в других соревнованиях - на этапах Кубка мира, например. Всегда угощаем наших коллег, посредством национальной кухни знакомим иностранцев с казахской культурой.
- Во время гонки пилоты испытывают колоссальные нагрузки на тело, сколько килограммов своего веса теряете после финиша?
- В конце каждого дня мы в среднем теряем по три килограмма. Плюс пьем специальный раствор, который содержит кальций, соль, и соду - те элементы, которые мы теряем во время гонки. После "Дакара"все становимся стройные и худые, а потом за неделю, во время отдыха снова набираем вес. Вот такой фитнес получается, так что кто хочет сильно похудеть, добро пожаловать на "Дакар"!
- Насколько реально организовать в нашей стране международную гонку по ралли-рейду?
- В планах есть проведении серии "Дакар" по территории Казахстана. В нашей стране - великолепные условия для таких гонок. У нас совершенно разные ландшафты, есть и горы, степи, пустыни, самые разные грунты плюс большая территория. Так что мы соответствуем всем техническим требованиями гонки ралли "Дакар". Просто это нужно организовать, решить ряд формальностей, чем и занимается сейчас директор нашей команды Марат Абыкаев. Думаю в ближайшие несколько лет казахстанцы смогут воочию увидеть элиту ралли-рейдовского спорта. "Дакар" будет в Казахстане!
- Команда "Астана" в следующем сезоне будет представлена в "Формуле-1", еще некоторое время назад в это было сложно поверить…
- Для нашей страны это очень большой и важный шаг. Жду момента, когда смогу увидеть болид "Формулы-1" с брендом "Астана". Сейчас идут важные переговоры, решаются некоторые формальности. Я давно общаюсь и знаю Даниэля Джункадэлья. Неделю назад он проходил тесты в командах "Ферарри" и "Мерседес", и показал самый лучший результат, после чего получил предложение стать запасным и тестовым пилотом. Это его первый шаг к "Формуле-1". Сейчас идут переговоры. Его судьба решится совсем скоро, кроме сезона в "Формуле-1", известно, что он точно проведет один сезон в гонках GP-2 либо DTM.
- А вы сами не хотели попробовать себя в других сериях?
- В этом году я проходил тесты в команде Мики Мякинена, и показал неплохие результаты. Они хотели видеть одним из пилотов иностранца и пригласили меня. Так что в следующем году я попробую свои силы в кольцевых гонках на грузовиках, буду участвовать в чемпионате Скандинавии. Самые быстрые там - это финские ребята, но я буду счастлив, если мне удастся выиграть один из этапов.
Меньше месяца осталось до старта очередной гонки ралли "Дакар". На предыдущем марафоне наш экипаж в классе грузовиков под управлением Артура Ардавичуса добился великолепных результатов, став третьим в общем зачете. Чего ждут сами гонщики от нового вызова в своей спортивной судьбе, и какие нюансы могут решить исход борьбы на каждом этапе легендарного ралли, Vesti.kz рассказал Артур Ардавичус.
- Артур, в каком настроении находится ваш экипаж?
- За 25 дней до начала ралли вся команда уже в сборе и готова к старту. Сейчас наш боевой грузовик в составе колонны команды "КАМАЗ Мастер" плывет по просторам океана к американским берегам. Встретим мы его уже в Лиме, 28 декабря. К гонке готовы, как технически, так и физически.
- Какие технические изменения претерпела ваша машина по сравнению с прошлым годом?
- Никаких новшеств нет. Нам пришлось собирать машину в авральном режиме, так как мы планировали пропустить "Дакар-2013". Но в последний момент наше участие было подтверждено и мы спешно стали готовить экипаж и технику. Машине нашей уже шесть лет, она может не такая быстрая как у конкурентов, и не такая агрессивная, как у других ребят из "КАМАЗА", зато очень надежная. Двигатель остался прежним, выбор брэнда резины также остался прежним - едем на Michelin. Хотя в прошлом году нас очень подвели колеса, баллоны не выдерживали высоких скоростей, и мы много времени потеряли, меняя их. Наша главная задача - показать яркую и зрелищную гонку.
- Есть ли изменения в регламенте самой гонки?
- В техническом регламенте ничего не изменилось. Поменялся только маршрут. В этот раз он будет проходить с севера на юг, а раньше было наоборот. Стартуем мы в перуанской столице Лиме, потом заедем на просторы Чили и Аргентины, а заключительный отрезок вновь захватит Чили. Финиширует гонка уже в Сантьяго.
- Определились с главными целями на новый "Дакар"?
- Для нас он будет самым трудным. До недавнего времени нас не принимали всерьез, теперь же опасаются, так как знают, что мы быстрые, выдержанные, с хорошим опытом. То есть в нас видят прямых конкурентов, с нами считаются, нас боятся. И скорее всего с первого этапа соперники будут ставить нам различные преграды. Ведь на ралли есть своя негласная командная тактика.
- В чем она заключается?
- Допустим наши конкуренты, голландцы или немцы выделят под нас одну машину, задача которой будет заключаться в том, чтобы защитить основной экипаж. Они будут создавать пылевые туннели, путать нас и так далее. Такая вот тактика, жаль что у нас нет пять машин, как у РобаДе Роя, например. С другой стороны, это приятно. Наш соперник тратит миллионы евро на еще одну машину и экипаж, для того чтобы выиграть у нас несколько минут.
- Недавно стал известен ваш стартовый номер, насколько вы суеверны и верите в числа?
- Сначала скажу, что мы получили 17-й номер, хотя в прошлом году заняли третье место, и должны были по правилам стартовать именно с этой позиции. Но как нам объяснили организаторы, они решили создать интригу и поэтому поставили нас таким образом. Мировая спортивная общественность считает, что нам еще рано находиться в топ-10. Поэтому ставят нас так низко. Что касается суеверий, мне нравится цифра "17", я обычно рад любому номеру, который получу. Цифрам нужно улыбаться и тогда они принесут вам радость и удачу!
- На что можно рассчитывать в гонке имея такой стартовый номер?
- Мы хотим отстоять свои позиции, и продвинуться в таблице как можно выше. Достать первого - задача сложная. Ему никто не мешает, он идет только вперед по трассе. А если ты стартуешь из второго десятка достать лидера уже невозможно. Но самое главное для нас - добраться до финиша, для любого экипажа пройти гонку от начала до конца уже большая победа. Знаете ставить перед собой задачи занять на "Дакаре" второе, пятое или любое другое место - большая глупость. До финиша обычно доезжает меньше половины автомобилей, а имена сошедших, потом и не вспомнят. Хотя это жестоко, многие пилоты после аварий становятся инвалидами. Для любой команды сход на "Дакаре" - трагедия. Мы надеемся, что избежим такой участи.
- Вспомните этап из прошлых ралли, который вам запомнился больше всего…
- Один из самых тяжелых этапов у нас был в чилийских Андах. Проходили сложный маршрут, шли на максимальных скоростях. Ехали тогда на пределе, потому что понимали, если отдадим конкурентам еще несколько минут, скатимся в общем зачете вниз, а догнать их снова уже бы не смогли. Потом я увидел аварию своего друга Алекса Лопрайса. Эта картина выбила нас из ритма, мы снизили скорости и находились в подавленном состоянии. Тоже боялись разбить машину - когда страх полностью преобладает над тобой, это сильно мешает тебе. Мы остановились и стали оказывать помощь экипажу Лопрайса, вызвали спасательный вертолет, помогли ребятам выбраться из кабины, и всячески их поддерживали, пока их не забрал вертолет. Надеюсь, такого больше не повторится. Сложностей, мы не боимся, главное, чтобы техника и нервы выдержали.
- Есть ли у вас в команде определенные ритуалы, которые важно соблюсти перед стартом?
- Мы все-таки больше стараемся верить в себя и технику. Но есть одна важная традиция. Когда готовится к старту экипаж твоих друзей, ты обходишь их машину по кругу, и проверяешь все ли в порядке. Кто-то должен это делать, потому что экипаж уже сидит в кабине, в шлемах, зафиксированный в сиденьях ремнями. Голову в таком положении можно повернуть только на 60 градусов в разные стороны. По связи общаются только друг с другом, по сути, отключенные от внешнего мира. Поэтому надо сделать последнюю проверку, посмотреть все ли крепко закручено, нет ли течи, всякое бывает. Если все нормально, даешь экипажу знак, и по задней части кузова похлопываешь машину, как если бы вы просили близкого друга вас не подвести в важном деле. Лучше обнаружить проблему с машиной до старта, сняться и устранить ее. Пусть потеряете время, но возможно этим спасете себе жизнь.
- Какую диету вы соблюдаете во время ралли?
- Во время "Дакара" у нас сугубо мясная диета. В принципе, в тех странах, где проходит само ралли, вся кухня состоит из мясных продуктов. Там даже люди выглядят подобающе - похожи на молодых бычков, набитых внутренней силой и отвагой. Мы очень любим местные стейки. Кормят, кстати, во время гонки на самом высшем уровне. На стейки мы "наседаем" не просто так, мясо дает много энергии и сил. На завтрак обычно употребляем различные каши и йогурты. Но если только до старта больше двух часов. Если меньше, максимум, что можно позволить себе - бутерброд с джемом и маленький стакан чая.
- Почему?
- Если до старта осталось около полутора часов, лучше плотно не есть. Иначе через 20 минут после начала гонки, вам будет очень плохо. При такой тряске будет кружиться голова и тошнить. А дальше, сами понимаете, чем это может закончиться. Поэтому в кабину мы обычно садимся голодные и злые! Проверено на себе, когда я голодный, то еду быстрее, а если сытый, то и скорости пониже. На старте надо быть злым.
- На прошлом "Дакаре" вашей команде каким-то образом удалось приготовить в аргентинской пустыне бешбармак!
- Ровно на половине "Дакара" организаторы устраивают так называемый "День отдыха". Хоть он так и называется, на самом деле никто не отдыхает. Обычно чтобы подготовить машину к следующему этапу у техников есть одна ночь. В "День отдыха" команды готовят автомобили к следующему броску, меняют все детали, которые уже износились. В общем, вторую половину гонки мы начинаем практически на новой машине. Каждый год в этот день, чтобы расслабиться и отвлечься, мы устраиваем день национальной кухни и готовим бешбармак.
- А где находите необходимые продукты?
- Мясо покупаем в Казахстане, также везем с собой казан, саксаул, различные приправы. Стараемся привезти с собой максимальное количество наших продуктов, несмотря на то, что в Чили и Аргентину запрещено ввозить продукты питания. Поэтому приходится прятать их в "техничках" или среди запчастей. Конину и казы прячем в запасные колеса, тесто покупаем в итальянском магазине. Используем сочни для лазаньи, рекомендую всем, они прекрасно подходят для приготовления бешбармака. Поверьте, во всех казахстанских экипажах на "Дакаре" где-то в самом дальнем уголке машины обязательно спрятано казы! Готовим, кстати, не только на "Дакаре", но и когда участвуем в других соревнованиях - на этапах Кубка мира, например. Всегда угощаем наших коллег, посредством национальной кухни знакомим иностранцев с казахской культурой.
- Во время гонки пилоты испытывают колоссальные нагрузки на тело, сколько килограммов своего веса теряете после финиша?
- В конце каждого дня мы в среднем теряем по три килограмма. Плюс пьем специальный раствор, который содержит кальций, соль, и соду - те элементы, которые мы теряем во время гонки. После "Дакара"все становимся стройные и худые, а потом за неделю, во время отдыха снова набираем вес. Вот такой фитнес получается, так что кто хочет сильно похудеть, добро пожаловать на "Дакар"!
- Насколько реально организовать в нашей стране международную гонку по ралли-рейду?
- В планах есть проведении серии "Дакар" по территории Казахстана. В нашей стране - великолепные условия для таких гонок. У нас совершенно разные ландшафты, есть и горы, степи, пустыни, самые разные грунты плюс большая территория. Так что мы соответствуем всем техническим требованиями гонки ралли "Дакар". Просто это нужно организовать, решить ряд формальностей, чем и занимается сейчас директор нашей команды Марат Абыкаев. Думаю в ближайшие несколько лет казахстанцы смогут воочию увидеть элиту ралли-рейдовского спорта. "Дакар" будет в Казахстане!
- Команда "Астана" в следующем сезоне будет представлена в "Формуле-1", еще некоторое время назад в это было сложно поверить…
- Для нашей страны это очень большой и важный шаг. Жду момента, когда смогу увидеть болид "Формулы-1" с брендом "Астана". Сейчас идут важные переговоры, решаются некоторые формальности. Я давно общаюсь и знаю Даниэля Джункадэлья. Неделю назад он проходил тесты в командах "Ферарри" и "Мерседес", и показал самый лучший результат, после чего получил предложение стать запасным и тестовым пилотом. Это его первый шаг к "Формуле-1". Сейчас идут переговоры. Его судьба решится совсем скоро, кроме сезона в "Формуле-1", известно, что он точно проведет один сезон в гонках GP-2 либо DTM.
- А вы сами не хотели попробовать себя в других сериях?
- В этом году я проходил тесты в команде Мики Мякинена, и показал неплохие результаты. Они хотели видеть одним из пилотов иностранца и пригласили меня. Так что в следующем году я попробую свои силы в кольцевых гонках на грузовиках, буду участвовать в чемпионате Скандинавии. Самые быстрые там - это финские ребята, но я буду счастлив, если мне удастся выиграть один из этапов.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама