Гонки на грунтовой закольцованной трассе особенно популярны на постсоветском пространстве так как он автокросс привлекает людей своей зрелищностью. На трассе, которая вся просматривается, ведут острейшую и, зачастую, контактную борьбу десять автомобилей. Так же не редкость для автокросса и эффектные перевороты, которые так нравятся зрителям и столкновения и вылеты с трассы.
Секрет привлекательности автомобильного кросса среди спортсменов в его бюджетности, в отличие от ралли или шоссейно-кольцевых гонок. Ведь кроссовый автомобиль,по сути - обычная дорожная машина, только с каркасом безопасности и минимумом доводок. Но главное, чем манит к себе автокросс спортсменов - это возможность реализовать свое мастерство за относительно небольшие деньги. Кросс – очень напряжённая и увлекательная дисциплина, он полон неожиданностей, борьбы и настоящих поединков на трассе с разработкой полной стратегии последующих действий.
Данный вид соревнований проводиться как в кузовных классах автомобилей, так и в классах “специальных кроссовых автомобилей” - СКА “багги”. К багги мы вернемся чуть позже, а сейчас о “кузовах”.
В казахстанском чемпионате по автокроссу представлены автомобили трех кузовных классов, отличающихся друг от друга объемом двигателя, типом подачи топлива (впрыск или карбюратор) и колесной формулой (привод на одну ось или полный привод). А теперь рассмотрим все по порядку:
Дивизион Д1-1600 (Национальный класс)
Это автомобили с приводом на одну ось и объемом двигателя, как вы уже наверное догадались, до 1600 кубических сантиметров. Инициатором сохранения этого класса в Республике Казахстан стал Вице-президент ФАМС РК, Председатель Комитета по автомобильному кроссу Владимир Бородин. Этот класс было решено оставить вчемпионате ввиду его ценовой привлекательности и почти равного уровня подготовки автомобилей. Основную массу учавствующих в этом классе составляют ВАЗовские”восьмерки”.
Дивизион Д2-1600 (Международный А1-1600)
Так же моноприводные автомобили и с тем же объемом - 1600 кубических сантиметров. Но главное отличие от Д1-1600 - это разрешенный впрыск топлива. В этомклассе представлены автомобили различных производителей, начиная от тех же ВАЗ 2108 и “Калин”, правда с с шеснадцатиклаппанными “головами”, включая систему впрыска топлива и заканчивая Хондами, Фольксвагенами и Хюндаями”.
Дивизион Д2-3500
Самый мощный и скоростной класс. Автомобили с разрешенным полным приводом и двигателем объемом до 3500 кубических сантиметров или с двигателями, имеющими турбонаддув, объемом до 2000 кубических сантиметров. Здесь властвуют “Эволюшины” и “Субары”, но встречаются так же Тойоты и Хонды. Огромная скорость, пламя,вырывающееся из выхлопной трубы, характерный звук “отсечки” турбины, все это вызывает у зрителей настоящий эмоциональный взрыв.
Рассказ об автомобильном кроссе не был бы полным, если бы я не рассказал вам о “багги“.
История багги, как и картинга, началась в Америке, где “народные умельцы” начали создавать одно- или двухместные машины, выполненые на самодельной раме из труб, с задним расположением двигателя. Главным достоинствами этих автомобилей были минимальные затраты на изготовление и их “вездеходность”. Именно поэтому, появившись в шестидесятых годах в Европе, они сразу же завоевали любовь как профессиональных спортсменов, так и любителей активного отдыха.
В Советском Союзе первые багги появились еще в середине 70-х годов прошлого века, когда в стенах Московского автодорожного института была построена первая партия этих автомобилей для кросса. Потом эту инициативу подхватили мастерские из Прибалтики и Армении. Прикоснулись к строительству багги и такие советские монстры как ВАЗ, выпускавший успешный проект - Спринт, так и КАМАЗ, выпускавший не только рамы, но и изготавливавший и собственную агрегатную начинку этих автомобилей. В советское время в чемпионатах Союза в классах багги яркими звездами блистали и наши земляки, казахстанцы, Мастера спорта СССР - Владимир Петрович Щукин, к сожалению ушедший от нас и Алексей Алексеевич Алексеик. Они не только участвовали и побеждали на первенствах СССР и Европы, но и сами строили СКА багги, достойно конкурировавшие с заводскими машинами.
В современном казахстанском чемпионате багги представлены всего одним классом - Д3-1600. В этом классе на этапах чемпионата собираются до десяти автомобилей как моно, так и полноприводных. Так же к сожалению отсутствует класс Д3-4000, можно сказать, класс кроссовых монстров.
Недавно в мировом автомобильном спорте появилась и набирает обороты новая кроссовая дисциплина - ралли-кросс. Отличие ралли-кросса от классическолго кросса состоит в трассе, на которой проходят соревнования. Если автокрос проводится на грунтовой кольцевой трассе переменной конфигурации длиной до 1500 метров, то ралли-кросс проводится на трассах до 2-х километров длиной, примерно половина которой проходит по асфальту. Эта новая разновидность автокросса очень часто используется в автомобильном ралли как ССУ - супер-специальный участок. Этот тип спецучастков проводится, как правило, с целью показательных выступлений раллийных экипажей перед зрителями.
В Республике Казахстан соревнования по ралли-кроссу впервые были проведены Федерацией автомотоспорта РК в декабре 2006 года в городе Капчагай. К сожалению, из-за отсутствия в Казахстане специальной трассы, развития ралли-кросс как дисциплина не получил. Но зато скоро мы станем свидетелями открытия нового сезона по автокроссу в Алматы, 25-26 апреля. На автодроме Казахской моторной компании “Астана моторс” состоится первый этап чемпионата Казахстана по автокроссу, где в борьбу за титул Чемпиона Казахстана 2009 года вступят сильнейшие кроссмены из Алматы, Астаны, Петропавловска, Кокчетава, Караганды, Актобе, Семея, Талды-Кургана и Кустаная. И я уверен, что зрители из Алматы и области придут поддержать этих смелых, отважных спортсменов в их безкомпромиссной борьбе, на грунте кроссовой трассы КМК “Астана моторс”.
Источник: Автоспорт в Казахстане (proautosport.kz)Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!