Деньги
3 марта 2009 20:13

Эволюция топ-менеджера в условиях кризиса: от тренера до джедая

После того, как мир оказался зажат в тисках усиливающейся экономической рецессии, появилось множество советов по поводу того, как бизнес может выжить в ее условиях. Отслеживание того, как специалисты по менеджменту изменили свой взгляд на бизнес в период кризиса является довольно интересным делом.

Руки, ноги и хвосты

Профессор практического менеджмента из Лондонской школы бизнеса Дональд Сулл сравнивает бизнес в условиях кризиса с боксом. Конкретно речь идет о ловкости и способности выдерживать удары, которые продемонстрировал Мухаммед Али во время боя за титул чемпиона мира с Джорджем Форманом в Заире в 1974 году. Такое сравнение вызвало недоумение у колумниста по менеджменту британской газеты The Financial Times Люси Келлауэй, которая следит за метафорами, использующимися специалистами по менеджменту с начала 1990-х годов. Келлауэй напомнила, что боксерские поединки могут закончится нокаутом или повреждением мозга, что вряд ли обрадует бизнесменов, и удивилась, что бизнес-аналогии стали настолько жесткими. Вспоминая историю бизнес-аналогий, Келлауэй пишет, что сначала появились музыкальные метафоры. Компании сравнивали с оркестрами, а их глав с дирижерами, которые объединяют сотрудников до состояния гармонии. С ростом интернет, специалисты по менеджменту решили отбросить классику и заняться джазом. Теперь, по их мнению, толковый руководитель не должен указывать подчиненным на то, как они должны "играть", а обязан позволить им "оторваться по полной". Но впоследствии даже эта метафора устарела, и в 2002 году появилось сравнение директоров с диджеями, которые "сводят" мелодии в соответствии с настроением аудитории.

Еще более популярно стало сравнение бизнеса со спортом. В большинстве случаев речь шла о том, что бизнес является командным делом, что, по мнению Келлауэй, на самом деле не верно. Эксперты по менеджменту использовали аналогии с футболом, рэгби, греблей, крикетом, бейсболом и другими видами спорта, исключая синхронное плавание и лакросс. Как-то раз бывший тренер сборной Англии и "Манчестер Сити" Свен-Горан Эрикссон даже был назван гуру менеджмента. Некомандные виды спорта также привлекли внимание экспертов. Особенно большой интерес вызвало сравнение с гольфом и собачьими бегами. Самые оригинальные метафоры пришли из науки.

Особенно странной, по мнению Келлауэй, было сравнение бизнеса с цепочкой ДНК, так как ДНК человека не изменяется в отличие от компании. Логичнее было бы сравнить бизнес с эволюцией и говорить о его адаптации, отмечает обозреватель. Были и сравнения, которые не относятся к вышеуказанным группам. Кроме сравнения руководителей с шеф-поварами, менеджеров часто уподобляли животным - обезьянам, гусям, лягушкам и даже мышам с сыром. По мнению Келлауэй, все эти метафоры были бесполезны с практической точки зрения, так как не помогали понять, как работает бизнес или как лучше управлять им. Причиной является то, что метафоры полезны, когда речь идет о чем-то сложном. Например, Эйнштейн объясняя теорию относительности, использовал поезд и часы. Бизнес же - это просто. Все знают, что надо пережить трудности. Для этого следует снизить издержки, брать на себя меньше рисков, иметь резервные средства, а также не работать на тех рынках, где не получается. Другими словами, надо экономить, а не боксировать, заключает Келлауэй.

Как стать суперменом?

Статья Келлауэй была написана до публикации новой метафоры в мартовском номере Harvard Business Review, в которой звери, спортсмены и музыканты уступили место супергероям. Идею предложили специалисты по бизнесу Джек Коверт и Тодд Сэттерстен.

В качестве таковых выбраны Геракл, джедай Люк Скайуокер и бывший руководитель "Дженерал Моторс" Джек Уэлч, который по словам авторов прошел тот же путь, что и герои мифов и поп-культуры. По мнению специалистов, бизнемены сталкиваются с теми же проблемами, что и указанные персонажи. Эти проблемы: незнание конечной точки "путешествия", страх, вселяющие неуверенность перемены, а также неспособность больше слушать, чем говорить. Чтобы преодолеть эти проблемы, надо определить ясную цель, быть открытым к переменам, стремиться к активным действиям, а также помнить, что опыт и большой объем информации будут мешать принимать разумные решения.

Ситуация в мировой экономике действительно серьезная. По оценке Международного валютного фонда, глобальные потери от экономической рецессии составят 2,2 триллиона долларов в 2009 году. По расчетам Международной организации труда, безработными в этом году станут 51 миллион человек. Скорее всего, пассажи бизнес-гуру отражают опасения насчет состояния мировой экономики, растущие в мире с самого начала кризиса. Истеричные настроения подогреваются сторонниками идеи "двадцать-двенадцать", предсказывающей, что близящийся 2012 год станет переломным (скорее, к худшему) для человечества. Однако главный вывод, который можно сделать из всего изложенного выше, прост: конечно, в условиях кризиса заниматься мрачными аналогиями и поддаваться страху, у которого, как известно "глаза велики", дело благодарное. Но, если исключить тех, кто зарабатывает на этом, само по себе такое занятие является малопродуктивным. То, чего кризис требует по настоящему, это решение текущих, оперативных вопросов. Как минимум, речь должна идти о том, чтобы "глобальные" мысли не мешали "локальным" поступкам.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!