Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Интернет
19 июня 2009 15:02
"Формула-1": Восстание машин
Угрозы не были напрасными. Восемь представителей Ассоциации команд "Формулы-1" (ФОТА) заявили о создании альтернативной гоночной серии. Любители автоспорта не увидят такие конюшни, как "Феррари", "Макларен", "Рено", "БМВ-Заубер", "Тойота", "Браун", "Ред Булл" и "Торо Россо" в чемпионате "Формулы-1" следующего сезона. Причиной раскола стали разногласия с Всемирной федерацией автоспорта (ФИА). В ночь на 19 июня ФОТА опубликовали официальное заявление о том, что компромисса достичь не удалось и альтернативная серия все-таки появится. Камнем преткновения стал регламент "Формулы-1". Согласно новым правилам, бюджет каждой команды не должен превышать 40 миллионов фунтов. Переговоры между ФОТА и ФИА, которые состоялись 16 июня, результатов не принесли.Камень преткновения Изменяя регламент, ФИА преследовала только одну цель - не потерять те конюшни, которые из-за кризиса не могут позволить себе вкладывать огромные средства в техническое оснащение. Нововведения пришлись не по душе ведущим командам "Формулы-1", так как они уравнивают их шансы на победу с остальными командами. Лидеры гоночной серии привыкли удерживать первые позиции благодаря большим затратам, а ограничение бюджета лишает их этого преимущества. Денежный вопрос, ставший причиной появившихся разногласий, возник еще осенью прошлого года. Тогда компания Honda из-за проблем с финансированием заявила о прекращении выступления в гоночной серии. Спасти конюшню удалось только благодаря титаническим усилиям промоутера "Формулы-1" Берни Экклстоуна и команды "Макларен", которые помогли команде заключить соглашение с Mercedes-Benz о поставке двигателей. Росс Браун стал президентом команды, которая впоследствии была переименована в Brawn GP. Подобные проблемы возникли и у концерна "Форд", который отказался от участия в чемпионате и продал свою конюшню "Ягуар" владельцу "Ред Булла". Именно из-за возникнувшего финансового кризиса, ФИА решила сократить затраты команды. Уменьшить расходы хотели с помощью изменения регламента соревнований, добавив пункт об ограничении бюджетов до 40 миллионов фунтов. Нововведение должно вступить в силу с сезона 2010 года. Взамен урезания затрат, командам предложили усовершенствования в техническом регламенте. Конюшни, согласные с новыми условиями смогут снять ограничитель оборотов двигателя и проводить неограниченное количество тестов. А тем, кто не пожелает сокращать бюджет, придется принимать участие в соревнованиях по более строгим техническим правилам. Конфликтная ситуация возникла после того, как команды, которые давно участвуют в "Формуле-1", заявили, что не смогут за столь короткий срок переделать болиды и уменьшить расходы. В то время, как новичкам чемпионата в течение текущего сезона будет легко перестроится по новым правилам. ФИА, прислушавшись к доводам ФОТА, решила немного ослабить правила, повысив планку возможных расходов до 100 миллионов евро, но при условии что, старые участники помогут новичкам. Несмотря на это, в ФОТА уверены, что необходимость участвовать в гонках по разным правилам расколет команды на два лагеря, что противоречит основным принципам ассоциации. Еще один довод ФОТА в пользу отмены новых правил заключается в том, что из-за сокращения затрат, гоночная серия может потерять свой статус "технологической вершины автоспорта". На что в ФИА заявили, что, несмотря на сокращение бюджетов, команды не лишаются прав на поиск нестандартных технических решений. Как выяснилось позднее, то самое равноправие, которое так отстаивает ассоциация, не соблюдается уже давно. Стало известно, что команда "Феррари" на протяжении последних нескольких лет получает вознаграждение от ФИА в размере 50 миллионов евро, за то что участвуют в гонке с 1950-го года. Также конюшня обладает правом вето на принятие всех новых правил федерацией, в том числе и тех, которые касаются технического регламента. Остается только догадываться, почему представители "Феррари" не воспользовались этим правом, когда принималось решение о сокращении бюджета. Не удавшийся компромиссМомент истины настал 12 июня, в последний день принятия заявок на участие в чемпионате "Формулы-1". Согласие на выступление дали все участники гоночной серии, а также десять новых команд. ФОТА выдвинула условия, что заявки не будут отозваны только, если ФИА согласится привлечь для изучения расходов независимых экспертов, а также подписать новый "Договор согласия", регулирующий отношения между организациями. Однако в ходе встречи финансистов ФИА и ФОТА, назначенной на 16 июня, каких-либо договоренностей достичь не удалось. Как говорится в официальном заявлении федерации, финансисты ФОТА пришли на встречу без необходимого для ведения переговоров мандата. А при таких условиях достичь какой-либо договоренности просто невозможно. В ходе данных разногласий владелец коммерческих прав "Формулы-1" Берни Экклстоун принял сторону ФИА, заявив, что идея создания альтернативной серии является незаконной. Экклстоун пообещал, что любая команда, которая согласится на предложение ассоциации, будет обязана выплатить штраф. Также Экклстоун отметил, что если ФОТА не откажется от своей затеи, им грозят штрафы в миллионы фунтов. Глава ФИА
Макс Мосли, напуганный тем, что угрозы ФОТО о создании альтернативного чемпионата, вполне осуществимы после срыва последних переговоров, предложил командам создать новый регламент. Президент ФИА даже согласился запретить полноприводные машины и оставить в силе термочехлы для шин. Что касается тестов, то их количество, как и прежде, будет ограничено. Однако глава федерации оставил без изменения тот самый пункт, который и вызвал все разногласия - ограничение бюджета. Отметив, что за нарушение этого правила, будут применять денежные санкции. Мосли дал командам 48 часов на раздумье. Однако, судя по тому, что ФОТА опубликовала заявление о создании альтернативной гоночной серии, уговоры босса федерации не подействовали. Сами по себеВосемь команд "Формулы-1" поняв, что компромисса в ФИА достигнуть не получится, осуществили свои угрозы и объявили о создании альтернативного чемпионата. В ночь на 19 июня в ходе четырехчасовых переговоров на базе "Рено" в Энстоуне "Феррари", "Макларен", "Рено", "БМВ-Заубер", "Тойота", "Браун", "Ред Булл" и "Торо Россо" приняли решение об отказе участвовать в чемпионате "Формулы-1". Представители ФОТА обвинили ФИА в попытке расколоть ассоциацию и заявили, что у них не было другого выбора, как отделиться. По мнению ФОТА, создание новой гоночной серии спасет автоспорт и сможет воплотить в себе все ценности участвующих команд и их партнеров. Команды обещают, что в их чемпионате будет прозрачное управление и одни правила для всех участников. В ассоциации гарантируют оказывать помощь новым командам и прислушиваться к мнению болельщиков. Также, чтобы добиться положительной оценки их решению, они обещают даже снизить стоимость входных билетов на мероприятие. В ФИА отреагировали на заявление ФОТА, отметив, что не удивлены таким поступком. Федерация обвинила бунтовщиков в нежелании идти на компромисс ради спорта. По мнению ФИА, представители ассоциации изначально хотели создать свой чемпионат, а все переговоры были просто формальностью. Срок подачи безусловных заявок на участие в чемпионате "Формулы-1" истекает сегодня вечером. В ФИА все еще надеяться на то, что команды одумаются, хотя шансы на это не велики. Конечно, истинные цели создание альтернативной серии нам неизвестны. Такой поступок может быть вызван действительно желанием отделиться и властвовать, а может и жаждой справедливости и защиты своих интересов. Осуществятся ли все обещания ФОТА, покажет время. Однако уже сейчас становится понятно, что намерения у них вполне серьезные. Остается только ждать начала сезона 2010 года, чтобы узнать кто в этой войне окажется победителем. "Формула-1"FOTA FIA