Буря в Toyota
Фото ©AFP
Крупнейших японских автопроизводителей преследуют неудачи. Вслед за Toyota второй по масштабам производства японский автоконцерн Honda объявил об отзыве порядка миллиона автомашин, произведенных для западного потребителя. Пошатнувшимся положением концернов Страны восходящего солнца поспешили воспользоваться западные конкуренты.
Вперед к мечте... без тормозов
Минувший год, как, впрочем, и год текущий, стали тяжелым периодом для производителей автомобилей. Покупательская способность граждан стремительно снижается. Автомобильный рынок пребывает в напряжении. Однако у двух ведущих японских производителей автомобилей дела обстоят еще хуже.
21 января крупнейший в мире автомобилестроительный концерн Toyota Motor Corp начал беспрецедентную в своей истории кампанию по массовому отзыву 2,3 миллиона автомобилей в США. Компания обнаружила проблемы с педалью газа. Однако затем производитель объявил, что собирается расширить количество отозванных авто до 4,45 миллиона в Северной Америке, Европе и Китае. Более того, компания заморозила продажу RAV4, Corolla, Camry, Highlander, Tundra, Matrix, Avalon, Sequoia в США.
Оказалось, что дефект заключается в том, что коврик под водительским сиденьем блокирует педаль акселератора. В свою очередь это ведет к нежелательному и неконтролируемому ускорению авто. Брак был выявлен в нескольких самых популярных моделях, в том числе Camry, и некоторых моделях Lexus. Тревогу в Toyota забили, когда выяснилось, что неисправность уже привела к человеческим жертвам. Так, в минувшем году в Калифорнии из-за брака погибли четыре человека. Это стало поводом для отзыва 4,2 миллиона машин Toyota и Lexus в 2009 году.
За последние несколько недель, количество авто Toyota, которые попали под различные сервисные акции по всему миру, достигло 9,5 миллиона. Отзыв продукции нанес огромный ущерб репутации флагмана японского автопрома. Некоторые аналитики поспешили назвать эти события "концом бренда". Но и это еще не все. В СМИ появилась информация о том, что на этой неделе Toyota может объявить о публичном отзыве гибридных автомобилей Prius 2010 года выпуска с американского и японского рынков. В экологически дружелюбном и напичканном новейшей электроникой авто обнаружили проблемы с тормозной системой. Кроме того, предполагается, что до конца месяца Toyota также отзовет с японского рынка гибриды Lexus HS250H и Sai.
Подушка преткновения
Вслед за Toyota об отзыве 900 тысяч единиц продукции объявила вторая по величине японская автомобилестроительная компания Honda Motor Co. На станциях сервисного обслуживания побывают модели Accord, Civic, Odyssey, CR-V и Pilot, выпущенные в 2001-2002 годах по всему миру для американского рынка, а также модели Acura TL и CL 2002 года в США. Кроме того, в самой Японии отзываются автомобили Inspire и Saber, а также минифургоны Lagreat. Во всех перечисленных моделях обнаружены дефекты в подушках безопасности, которые раскрываются с избыточным давлением. В компании решили, что срабатывание такой подушки может причинить травму водителю или еще хуже - привести к его гибели. В США уже зарегистрирована дюжина подобных случаев, один из которых привел к гибели водителя.
Между тем, в январе концерн отозвал модели Fit, Jazz и City, которые были проданы в Северной и Южной Америке, Европе, Южной Африке и Азии. В них были обнаружены проблемы с электростеклоподъемниками. Неисправность в электрическом контуре может послужить причиной возгорания.
Восход солнца
Японские производители машин уже давно пытаются потеснить американских и европейских конкурентов на автомобилестроительном рынке и занять лидирующие позиции по объему продаж. Однако подавляющему большинству автолюбителей так и не пришелся по вкусу дизайн японских машин. Так, можно сказать, что сектор премиум-класса в Западной Европе "японцы" так и не взяли. Здесь немецкие производители не пустили на рынок Infiniti или Acura, за исключением разве что Lexus. Но объемы продаж и этого бренда ничтожно малы в сравнении с Mercedes-Benz, BMW или Audi.
Впрочем, по ту сторону Атлантики японцы сумели составить крайне опасную конкуренцию местным акулам автопрома как GM и Chrysler. В США основным аргументом в пользу авто из Страны восходящего солнца стало высокое качество продукции. Однако теперь тучи над "японцами" сгустились. Массовые отзывы машин японских производителей заставили усомниться в высоком качестве продукции не только аналитиков, но и бывалых автолюбителей и потенциальных покупателей.
Таким образом, нынешний скандал нанес удар по самому главному козырю японских производителей - по их репутации. Обвал продаж не заставил себя ждать, чем поспешили воспользоваться западные конкуренты. Стоит отметить, что пошатнувшееся положение "японцев" оказалось весьма кстати американскому автопрому, переживающему глубочайший кризис за всю историю существования. "Американские производители сейчас имеют большие проблемы, и есть соблазн, что они попытаются их решить за счет ухудшения репутации японских производителей машин" - считает заместитель гендиректора ИК "Церих Кэпитал менеджмент" Андрей Верников.
Кроме того, слабостью Toyota и Honda воспользуются и "немцы". Согласно статистики, японские производители, как лидеры всех рейтингов надежности, начали сдавать позиции и в категориях качества и безопасности немецким конкурентам. Теперь для них открываются новые перспективы на стратегическом американском рынке.
Однако стоит отметить, что осечки есть и у "немцев". Так, в четверг концерн Volkswagen объявил об отзыве 193,6 тысячи автомобилей, выпущенных в Бразилии и предназначенных для местного рынка. У отзываемых машин обнаружен дефект, из-за которого задние колеса могут заблокироваться во время движения или же отделиться от машины. Сервисная кампания затрагивает машины Voyage и Gol нового поколения, собранные до июля 2009 года.
По принципу домино
В начале недели международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service поместило долгосрочный рейтинг крупнейшего японского автопроизводителя Toyota Motor Corp. (Aa1) и его "дочек" в списки на возможное понижение. А несколькими днями ранее другое международное рейтинговое агентство - Standard & Poor's (S&P) - также поместило рейтинг корпорации в списки на пересмотр с "негативным" прогнозом из-за массового отзыва автомобилей.
Пересмотр рейтинга вызван обеспокоенностью агентства растущим объемом проблем у концерна. Moody's полагает, что действия компании могут негативно сказаться на репутации бренда, ценовой политике и занимаемой доле автоконцерна на ключевых рынках. Кроме того, агентство предположило, что существует риск гораздо более медленного темпа восстановления прибыли, чем рассчитывали в компании. Невысокие показатели роста прибыли компании будут отмечаться в среднесрочной и даже долгосрочной перспективах, что связано с отложенными расходами на отзыв и ремонт продукции. Безусловно, на восстановление прибыли повлияет потеря доли рынка, длительный процесс ее отвоевывания у конкурентов, а также давление на ценовую политику корпорации из-за возникших проблем.
Между тем, в американских и канадских судах уже зарегистрированы 29 исков к Toyota. По меньшей мере в 17 из них японский флагман обвиняется в производстве некачественных электронных педалей газа. Еще с десяток претензий были предъявлены в связи с телесными повреждениями и смертями людей, которые наступили вследствие того, что таинственные электронные силы внезапно разгоняли автомобиль.
На днях министр транспорта Японии Сейджи Маэхара (Seiji Maehara) рассказал, что президент автогиганта
Акио Тойода (Akio Toyoda) в ближайшее время даст свидетельские показания в конгрессе США по поводу возврата автомобилей. "Президент Тойода сказал мне накануне, что он хотел бы посетить США в начале следующей недели, чтобы дать объяснения по поводу случившегося всем заинтересованным сторонам", - сообщил Маэхара послу США в Японии Джону Роосу (John Roos).
Автоиндустрия... post factum
Одним из последствий отзыва автомобилей Toyota может стать изменение облика всего автомобилестроения. Теперь регуляторы могут потребовать компанию внедрить специальную систему приоритета торможения, которая предотвратит случаи неконтролируемого разгона транспортного средства. "Нет никаких сомнений, что мы увидим новые требования к системам торможения после случившегося", - делится мнением экс-глава американского Национального управления по безопасности движения на автострадах Джон Клэйбрук (Joan Claybrook).
Системы приоритета торможения действуют в том случае, когда одновременно выжаты педали газа и тормоза. Технология используются практически во всех новых автомобилях с электронным управлением газа. К примеру, такая опция установлена на авто Chrysler, GM, Ford, а также на Hyundai, Nissan и Daimler. Однако внедрение системы на всех машинах, видимо, приведет к некоторому увеличению их стоимости.
Между тем, американские власти уже обсуждают разработку дополнительных мер против автопроизводителей, которые не поспешили отреагировать на жалобы потребителей. Вполне возможно, что регулятор подвергнет уголовному преследованию подобных производителей. Кроме, того законодатели США предполагают увеличить штрафы с сегодняшних 16,4 миллиона долларов до 100 миллионов.
Работа над ошибками
Как полагают немецкие обозреватели, унификация платформ, узлов и комплектующих, позволяющая экономить на производстве сразу многих моделей, сыграла с Toyota и Honda злую шутку. Ирония состоит в том, что на основе этих технологий любой дефект тиражируется автоматически и в больших масштабах. Как следствие компании вынуждены отзывать несоизмеримо огромную партию автомобилей на ремонт. Доработки в свою очередь требуют многомиллиардных затрат и наносят ущерб имиджу производителей.
Между тем, скандал вокруг массового отзыва машин сильно напоминает прошлогоднюю ситуацию со свиным гриппом. Когда медики наперебой заявляли, что вирус-мутант унесет сотни тысяч жизней по всему миру и всем в срочном порядке крайне необходимо вакцинироваться. В действительности от A/H1N1 погибло людей в сотни раз меньше, чем от любой другой болезни или обычного гриппа. Так и в случае возвращения японских машин. Кроме того, ни один из японских производителей не превзошел "рекорд" Ford, который отозвал порядка 14 миллионов машин из-за проблем со стабилизатором скорости, стабилизаторы напряжения при этом были в порядке.
В принципе проведение отзызов продукции для проведения доработок является нормой. Особенно часто подобные процедуры проводятся либо при несущественном дефекте или когда она гипотетически создает минимальную опасность для человека. Вероятно, потребителю стоит задуматься о том, что производитель в первую очередь не пытается скрыть существование брака и заботится о его безопасности. Toyota и Honda не побоялись пойти на убытки и рискнуть репутацией. Оба концерна продемонстрировали, что они ответственны перед своими клиентами. "Отзыв определенным образом улучшает репутацию компании, потому что показывает потребителям, что компания не оставляет их один на один с проблемой, а старается им помочь", - заключил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Крупнейших японских автопроизводителей преследуют неудачи. Вслед за Toyota второй по масштабам производства японский автоконцерн Honda объявил об отзыве порядка миллиона автомашин, произведенных для западного потребителя. Пошатнувшимся положением концернов Страны восходящего солнца поспешили воспользоваться западные конкуренты.
Вперед к мечте... без тормозов
Минувший год, как, впрочем, и год текущий, стали тяжелым периодом для производителей автомобилей. Покупательская способность граждан стремительно снижается. Автомобильный рынок пребывает в напряжении. Однако у двух ведущих японских производителей автомобилей дела обстоят еще хуже. 21 января крупнейший в мире автомобилестроительный концерн Toyota Motor Corp начал беспрецедентную в своей истории кампанию по массовому отзыву 2,3 миллиона автомобилей в США. Компания обнаружила проблемы с педалью газа. Однако затем производитель объявил, что собирается расширить количество отозванных авто до 4,45 миллиона в Северной Америке, Европе и Китае. Более того, компания заморозила продажу RAV4, Corolla, Camry, Highlander, Tundra, Matrix, Avalon, Sequoia в США. Оказалось, что дефект заключается в том, что коврик под водительским сиденьем блокирует педаль акселератора. В свою очередь это ведет к нежелательному и неконтролируемому ускорению авто. Брак был выявлен в нескольких самых популярных моделях, в том числе Camry, и некоторых моделях Lexus. Тревогу в Toyota забили, когда выяснилось, что неисправность уже привела к человеческим жертвам. Так, в минувшем году в Калифорнии из-за брака погибли четыре человека. Это стало поводом для отзыва 4,2 миллиона машин Toyota и Lexus в 2009 году.За последние несколько недель, количество авто Toyota, которые попали под различные сервисные акции по всему миру, достигло 9,5 миллиона. Отзыв продукции нанес огромный ущерб репутации флагмана японского автопрома. Некоторые аналитики поспешили назвать эти события "концом бренда". Но и это еще не все. В СМИ появилась информация о том, что на этой неделе Toyota может объявить о публичном отзыве гибридных автомобилей Prius 2010 года выпуска с американского и японского рынков. В экологически дружелюбном и напичканном новейшей электроникой авто обнаружили проблемы с тормозной системой. Кроме того, предполагается, что до конца месяца Toyota также отзовет с японского рынка гибриды Lexus HS250H и Sai.Подушка преткновения
Вслед за Toyota об отзыве 900 тысяч единиц продукции объявила вторая по величине японская автомобилестроительная компания Honda Motor Co. На станциях сервисного обслуживания побывают модели Accord, Civic, Odyssey, CR-V и Pilot, выпущенные в 2001-2002 годах по всему миру для американского рынка, а также модели Acura TL и CL 2002 года в США. Кроме того, в самой Японии отзываются автомобили Inspire и Saber, а также минифургоны Lagreat. Во всех перечисленных моделях обнаружены дефекты в подушках безопасности, которые раскрываются с избыточным давлением. В компании решили, что срабатывание такой подушки может причинить травму водителю или еще хуже - привести к его гибели. В США уже зарегистрирована дюжина подобных случаев, один из которых привел к гибели водителя. Между тем, в январе концерн отозвал модели Fit, Jazz и City, которые были проданы в Северной и Южной Америке, Европе, Южной Африке и Азии. В них были обнаружены проблемы с электростеклоподъемниками. Неисправность в электрическом контуре может послужить причиной возгорания.Восход солнца
Японские производители машин уже давно пытаются потеснить американских и европейских конкурентов на автомобилестроительном рынке и занять лидирующие позиции по объему продаж. Однако подавляющему большинству автолюбителей так и не пришелся по вкусу дизайн японских машин. Так, можно сказать, что сектор премиум-класса в Западной Европе "японцы" так и не взяли. Здесь немецкие производители не пустили на рынок Infiniti или Acura, за исключением разве что Lexus. Но объемы продаж и этого бренда ничтожно малы в сравнении с Mercedes-Benz, BMW или Audi. Впрочем, по ту сторону Атлантики японцы сумели составить крайне опасную конкуренцию местным акулам автопрома как GM и Chrysler. В США основным аргументом в пользу авто из Страны восходящего солнца стало высокое качество продукции. Однако теперь тучи над "японцами" сгустились. Массовые отзывы машин японских производителей заставили усомниться в высоком качестве продукции не только аналитиков, но и бывалых автолюбителей и потенциальных покупателей. Таким образом, нынешний скандал нанес удар по самому главному козырю японских производителей - по их репутации. Обвал продаж не заставил себя ждать, чем поспешили воспользоваться западные конкуренты. Стоит отметить, что пошатнувшееся положение "японцев" оказалось весьма кстати американскому автопрому, переживающему глубочайший кризис за всю историю существования. "Американские производители сейчас имеют большие проблемы, и есть соблазн, что они попытаются их решить за счет ухудшения репутации японских производителей машин" - считает заместитель гендиректора ИК "Церих Кэпитал менеджмент" Андрей Верников. Кроме того, слабостью Toyota и Honda воспользуются и "немцы". Согласно статистики, японские производители, как лидеры всех рейтингов надежности, начали сдавать позиции и в категориях качества и безопасности немецким конкурентам. Теперь для них открываются новые перспективы на стратегическом американском рынке.Однако стоит отметить, что осечки есть и у "немцев". Так, в четверг концерн Volkswagen объявил об отзыве 193,6 тысячи автомобилей, выпущенных в Бразилии и предназначенных для местного рынка. У отзываемых машин обнаружен дефект, из-за которого задние колеса могут заблокироваться во время движения или же отделиться от машины. Сервисная кампания затрагивает машины Voyage и Gol нового поколения, собранные до июля 2009 года.По принципу домино
В начале недели международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service поместило долгосрочный рейтинг крупнейшего японского автопроизводителя Toyota Motor Corp. (Aa1) и его "дочек" в списки на возможное понижение. А несколькими днями ранее другое международное рейтинговое агентство - Standard & Poor's (S&P) - также поместило рейтинг корпорации в списки на пересмотр с "негативным" прогнозом из-за массового отзыва автомобилей.Пересмотр рейтинга вызван обеспокоенностью агентства растущим объемом проблем у концерна. Moody's полагает, что действия компании могут негативно сказаться на репутации бренда, ценовой политике и занимаемой доле автоконцерна на ключевых рынках. Кроме того, агентство предположило, что существует риск гораздо более медленного темпа восстановления прибыли, чем рассчитывали в компании. Невысокие показатели роста прибыли компании будут отмечаться в среднесрочной и даже долгосрочной перспективах, что связано с отложенными расходами на отзыв и ремонт продукции. Безусловно, на восстановление прибыли повлияет потеря доли рынка, длительный процесс ее отвоевывания у конкурентов, а также давление на ценовую политику корпорации из-за возникших проблем.Между тем, в американских и канадских судах уже зарегистрированы 29 исков к Toyota. По меньшей мере в 17 из них японский флагман обвиняется в производстве некачественных электронных педалей газа. Еще с десяток претензий были предъявлены в связи с телесными повреждениями и смертями людей, которые наступили вследствие того, что таинственные электронные силы внезапно разгоняли автомобиль.На днях министр транспорта Японии Сейджи Маэхара (Seiji Maehara) рассказал, что президент автогиганта Акио Тойода (Akio Toyoda) в ближайшее время даст свидетельские показания в конгрессе США по поводу возврата автомобилей. "Президент Тойода сказал мне накануне, что он хотел бы посетить США в начале следующей недели, чтобы дать объяснения по поводу случившегося всем заинтересованным сторонам", - сообщил Маэхара послу США в Японии Джону Роосу (John Roos).Автоиндустрия... post factum
Одним из последствий отзыва автомобилей Toyota может стать изменение облика всего автомобилестроения. Теперь регуляторы могут потребовать компанию внедрить специальную систему приоритета торможения, которая предотвратит случаи неконтролируемого разгона транспортного средства. "Нет никаких сомнений, что мы увидим новые требования к системам торможения после случившегося", - делится мнением экс-глава американского Национального управления по безопасности движения на автострадах Джон Клэйбрук (Joan Claybrook). Системы приоритета торможения действуют в том случае, когда одновременно выжаты педали газа и тормоза. Технология используются практически во всех новых автомобилях с электронным управлением газа. К примеру, такая опция установлена на авто Chrysler, GM, Ford, а также на Hyundai, Nissan и Daimler. Однако внедрение системы на всех машинах, видимо, приведет к некоторому увеличению их стоимости. Между тем, американские власти уже обсуждают разработку дополнительных мер против автопроизводителей, которые не поспешили отреагировать на жалобы потребителей. Вполне возможно, что регулятор подвергнет уголовному преследованию подобных производителей. Кроме, того законодатели США предполагают увеличить штрафы с сегодняшних 16,4 миллиона долларов до 100 миллионов.Работа над ошибками
Как полагают немецкие обозреватели, унификация платформ, узлов и комплектующих, позволяющая экономить на производстве сразу многих моделей, сыграла с Toyota и Honda злую шутку. Ирония состоит в том, что на основе этих технологий любой дефект тиражируется автоматически и в больших масштабах. Как следствие компании вынуждены отзывать несоизмеримо огромную партию автомобилей на ремонт. Доработки в свою очередь требуют многомиллиардных затрат и наносят ущерб имиджу производителей.Между тем, скандал вокруг массового отзыва машин сильно напоминает прошлогоднюю ситуацию со свиным гриппом. Когда медики наперебой заявляли, что вирус-мутант унесет сотни тысяч жизней по всему миру и всем в срочном порядке крайне необходимо вакцинироваться. В действительности от A/H1N1 погибло людей в сотни раз меньше, чем от любой другой болезни или обычного гриппа. Так и в случае возвращения японских машин. Кроме того, ни один из японских производителей не превзошел "рекорд" Ford, который отозвал порядка 14 миллионов машин из-за проблем со стабилизатором скорости, стабилизаторы напряжения при этом были в порядке.В принципе проведение отзызов продукции для проведения доработок является нормой. Особенно часто подобные процедуры проводятся либо при несущественном дефекте или когда она гипотетически создает минимальную опасность для человека. Вероятно, потребителю стоит задуматься о том, что производитель в первую очередь не пытается скрыть существование брака и заботится о его безопасности. Toyota и Honda не побоялись пойти на убытки и рискнуть репутацией. Оба концерна продемонстрировали, что они ответственны перед своими клиентами. "Отзыв определенным образом улучшает репутацию компании, потому что показывает потребителям, что компания не оставляет их один на один с проблемой, а старается им помочь", - заключил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!
Реклама